Словарь по тренингу Командообразования / тимбилдинг
Тимбилдинг, teambuilding, team building – это социально-психологический тренинг, направленный на упрочение дружеских, неформальных связей, связей взаимопомощи и взаимодействия в рабочем коллективе. Акценты в тренинге командообразования / тимбилдинг могут быть проставлены как на глубокой проработке полученного опыта или рабочих отношений, так и на развлекательном компоненте (в зависимости от целей тренинга командообразование / тимбилдинг). В классическом тренинге командообразования / тимбилдинг акцент ставится на анализе полученного опыта в результате выполнения ряда упражнений и на серьезной проработке рабочих отношений.
Тим спирит (team spirit) – командный дух, т.е. программы командообразования / тимбилдинг, направленные на поднятие командного духа. Как правило, такой тренинг или командная игра проходят на позитивных эмоциях, без глубокой проработки полученного опыта, может совмещаться с проведением корпоративного праздника.
Эффективная команда – рабочий коллектив способный максимально эффективно (в поставленные сроки и с планируемым результатом) достигать поставленных целей, не прибегая к помощи руководства; при этом личные отношения не вызывают напряжения и не мешают рабочему процессу. Формирование эффективной команды – является основной целью тренингов командообразование / тимбилдинг (teambuilding).
Формирование команды – комплекс действий (как психологической, так и непсихологической направленности) по созданию эффективной команды.
Корпоративный отдых – корпоративное мероприятие (или несколько мероприятий) целью которого является неформальное общение, проведение совместного досуга и развлечение. В зависимости от поставленных целей - корпоративный отдых может быть веселым развлечением, а может сочетаться с элементами тренинга командообразования / тимбилдинг.
Командные игры – игра, в которой участники поделены на команды, задача которых, преодолевая различные препятствия (в зависимости от сюжета командной игры) достичь командной цели. В зависимости от сюжета команды могут соревноваться между собой, делать задания на время или достигать некой общей цели. Акценты в командной игре могут быть разными: ролевой, туристический, спортивный и т.д. Как правило, командные игры сопровождаются позитивными эмоциями и яркими впечатлениями.
Фан (анг. Fun – развлечение) – употребляется, в сочетании с тренингом командообразования / тимбилдинг (командной игрой). Или корпоративным отдыхом. Например, «Фан тренинг», т.е. тренинг, связанный с позитивными эмоциями, весельем, без серьезной проработки полученного опыта.
Веревочный курс - тренинг командообразования / тимбилдинг, связанный с использованием туристического и альпинистского снаряжения (под контролем инструкторов специалистов). Например: веревки, обвязка, карабины, восьмерки, блочки, и т.д. Упражнения часто связаны с взаимопомощью в команде и с личным вызовом выполняющего упражнение (например, необходимо перебраться со страховкой на большой высоте с одного берега на другой и д.р.). Каждое упражнение анализируется с помощью инструктора.
Асессмент (assessment) – оценка персонала. В тренингах командообразования / тимбилдинг, и различных командных играх возможна оценка сотрудников, участвующих в тренинге. Кроме оценки возможно и выявление потенциала всех сотрудников.
Аниматор – обычно, под аниматором понимают человека, который развлекает участников какого-либо мероприятия. Аниматор - это, как правило, человек, сопровождающий группу во время прохождения группой различных этапов в программах корпоративного отдыха с элементами командообразования / тимбилдинг, командных играх и эстафетах. Задача аниматора в данном случае поддерживать позитивный эмоциональный фон, в некоторых случаях - направлять группу. В отличии от инструктора и тренера – аниматор не анализирует вместе с группой сложившуюся ситуацию и полученный опыт.
Инструктор – инструктор, сопровождает группу на тренингах командообразования / тимбилдинг и командных играх, являясь проводником, помощником участников. В отличии от аниматора, инструктор не направляет свои усилия на поддержку позитивного эмоционального фона в команде, а помогает провести анализ полученного опыта.
Кейтеринг (catering - от слова "cate"- поставлять провизию, обслуживать) - ресторанное выездное обслуживание банкетов, фуршетов, корпоративных мероприятий и деловых презентаций. Как правило, является дополнением корпоративного отдыха или длительных (более 4 часов) командных игр.
Опция – дополнительно заказываемая услуга, помимо основной услуги. Например, на тренинге командообразования опцией может быть фото и видео съемка или организация доставки участников к месту проведения тренинга командообразования / тимбилдинг (командные игры).
Эвент (event) – праздник, event-мероприятие - это праздничное мероприятие. Например День рождения компании, корпоративный Новый год, корпоративный праздник).
Эвент менеджер (event Manager) – менеджер, в задачи которого входит организация праздничного мероприятия: разработка сценария программы, подбор артистов, нахождение места проведения мероприятия и т. д.
Эксклюзивная программа – программа, требующая нестандартного подхода к ее созданию и реализации, выходящая за рамки привычных возможностей (например, полет на настоящих истребителях или необычный сложный сюжет командной игры).
Прожект менеджер (project Manager) – менеджер, в задачи которого входит решение организационных вопросов в подготовке и проведении тренинга командообразование / тимбилдинг (командные игры) или корпоративный отдых.
Тренинг менеджер, бизнес тренер (training Manager) специалист по проведению социально-психологических тренингов имеющий специальную подготовку в области практической социальной психологии.
Бизнес тренинг (business training) – социально-психолологический тренинг, прямой или косвенной целью которого является улучшение бизнес показателей. Например: выработка навыков эффективных продаж, ведения деловых переговоров, предотвращения конфликтных ситуаций на рабочем месте, тайм-менджмент и др. Бизнес тренинг является важным элементом корпоративного обучения персонала.
Результаты тренинга по командообразованию / тимбилдинг
Естественный вопрос у любого заказчика тренингов по командообразование / тимбилдинг ( или корпоративного бизнес-тренинга) “Какой результат я получу в итоге тренинга?”. Конечно, это в первую очередь зависит от целей самого тренинга, которые согласовываются отдельно. Но о некоторых изменениях в результате корпоративного тренинга мы можем говорить с высокой вероятностью достижения независимо от целей каждого конкретного тренинга:
Основной результат участия коллектива в тренинге командообразования / тимбилдинг
(Team Building) – повышение общей эффективности работы коллектива – этот комплексный результат, складывающийся из влияния различных факторов:
- Нормализуется атмосфера и отношения внутри коллектива, сотрудники более продуктивно разрешают конфликтные ситуации.
- Участники тренинга по командообразованию / тимбилдинг (Team Building) получают навыки эффективного общения, учатся налаживать взаимодействие, находить общий язык.
- Участники понимают необходимость распределения ролей в команде, учатся использовать ресурсы каждого участника команды
- Повышается уровень мотивации и лояльности к компании
- Уменьшается "текучесть кадров"
- Возникает желание сотрудничать с коллегами по работе, делиться опытом
- Сотрудники более открыто обсуждают проблемы и пути их решения.
- Сотрудники учатся анализировать прошлый опыт, делать выводы, учитывать ошибки, использовать ресурсы
- Возникает более четкое понимание целей и задач подразделений и отделов. Формируются конкретные навыки эффективного командного взаимодействия
- Возникает понимание необходимости слаженных действий для достижения общей цели
- Повышается уровень инициативности сотрудников
- Сотрудники учатся слушать и слышать коллег
- Повышается уровень доверия в коллективе
В зависимости от темы тренинга могут достигаться и другие цели.
Зачем нужен тренинг по командообразованию / тимбилдинг?
В данном разделе, мы описали лишь некоторые ситуации, в которых тренинг командообразования / тимбилдинг может быть наиболее эффективным инструментом достижения целей;
- Необходимо поддержать или создать дружеские отношения в коллективе
- Вам нужно наладить взаимодействие между различными отделами, региональным и центральным офисами, между сотрудниками одного отдела.
- Вы хотите познакомить сотрудников нового отдела или сотрудников различных подразделений в неформальной обстановке
- Появилась необходимость сформировать корпоративную культуру
- В подразделении или между подразделениями возникла конфликтная ситуация
- В коллективе ощущается хроническая усталость, напряженная эмоциональная атмосфера
- Новых сотрудников необходимо адаптировать, "влить" в коллектив
- В компании проходят различные структурные изменения: объединения отделов или филиалов, сокращения, приход новых сотрудников
- Необходимо повысить уровень доверия и взаимопомощи между сотрудниками
- Необходимо, что бы сотрудники научились работать согласованно
- В компании появились новые направления работы, новые глобальные цели, программы
Программа может проводиться в сочетании с корпоративным праздником, значимым мероприятием в компании.