+7 (916) 797-50-16

Покорение африканской свободы

Путевые заметки Участницы Киевской Экспедиции «ТАНЗАНИЯ-УГАНДА» Диана Попова*, любительница путешествий по экзотическим странам и сторонница активного отдыха.

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ, ВЫЛЕТ
Наконец мы в Борисполе, посадка на рейс в Амстердам, где у нас стыковочный в Найроби. Позади выборы маршрута, который удовлетворил бы всех одиннадцать смелых, вакцинация от желтой лихорадки, приобретение экипировки, успешные поиски русскоговорящих гидов-проводников, одним из которых Марлен Зиядинов «StepOut», утрясение им всех тонкостей с африканскими партнерами. Однако радость оказывается несколько преждевременной: после посадки обнаружены неполадки, о чем любезно сообщил пилот – он дружелюбно повторял это каждые 15 минут, после которых мы прикидывали, что в Амстердаме промежуточные два часа подтаивают, и никакие «гамазины-дьютики» нам уже не светят. Причем 80% попутчиков, как и мы же, собирались на пересадку, поэтому нервозность возрастала. Затем нас высадили в родной бориспольский терминал и выдали по буттеру с колой. Проблема в том, что наше путешествие расписано почти по часам: на третий день с утра мы должны отправляться на Килиманджаро, туристов много и свое время восхожденияния мы бронировали и оплачивали заранее. Но до этого мы должны перебраться из Кении в Танзанию. Поэтому, когда мы наконец взлетели, весь график накрылся – мы не успевали фатально. В Амстердаме уже ночью нас встретили, выдали посадочные талоны на 10.15 в Кению и отправили в гостиницу. Хоть и устали, но эта ночевка была совсем ни к чему!

ДЕНЬ ВТОРОЙ, НАМ ВЕЗЕТ
В 6 утра, когда начинает работу аэропорт, и выясняется, что в 10.40 есть рейс прямо в Килиманджаро (аэропорт), что отменяет всякие сухопутные передвижения и таможни, которые, может, в Африке ночью и не работают,  я с умоляющим видом стою перед представителем KLM – и вот что значит человеческий фактор! Когда я на пару с гидом жалобно рассказываю ему нашу историю и выкладываю просьбу - вопрос жизни и смерти о замене рейса – он проникается, уходит все согласовать, уточнить наличие свободных мест, и торжественно сообщает, как мне повезло. Тут я не менее торжественно достаю все наши 13 паспортов – а он-то, бедняга, думал, что нас двое – и на него нападает столбняк. И все же нам везет, места есть. По всему салону, но какая разница! Ура! KLM – лучшая в мире авиакомпания! Когда наши прибывают из гостиницы на регистрацию, я молчу до последнего момента – а потом выкладываю радость, что мы спасены, мы успеваем! После радостных объятий начинается процедура изъятия и перенаправления багажа – а у нас на каждого по увесистому рюкзаку. Кто когда-либо летал через Амстердам  - поймет, что значит перевести багаж изи одного рейса на другой. Отлавливаем вручную замотанные в приметный бориспольский скотчик баулы и контролируем процесс погрузки. Естественно, что вы думаете, до Килиманджаро он долетел не весь – мало того, что из-за нас самолет на Дар-Эс-Салам почти задержали, потому что мы требовали отыскать свое хозяйство, распиханное по всем отсекам и углам – Людочкин рюкзак таки остался в Голландии. Что ж, пришлось нам каждой из своих запасов выделить ей по вещичке, кто термобелье, кто носки, кто куртку – хорошо хоть ботинки при ней остались, иначе не видать ей  горы как своих ушей.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ, НАЧАЛО ВОСХОЖДЕНИЯ
В этот раз наш отдых в первую очередь был посвящен Килиманджаро (Танзания), самой высокой в мире отдельно стоящей горе, а все остальное – сопутствующие развлечения. Это потухший вулкан с  пиком Uhuru («Независимость»), покрытым снежной шапкой. Восхождение на него, осуществляется с минимальным снаряжением, это еще не высокогорный альпинизм. Тем не менее, легким трекингом его не назовешь, это уже следующий уровень - хайкинг.

Мы начали сразу с 1800м, нас туда привезли на джипах – здесь дирекция нацпарка и начало маршрута. Нам выделили портеров-носильщиков, палатки и пайки. Идем как по заповедному бабки-ешкиному лесу – диковинные деревья, кустарники, водопадики, цветы. Подъема почти не заметно. Но с нашим счастьем в этот самый сухой сезон льет дождь – и все, кто без дождевиков, в том числе и я, немедленно промокает до нижнего белья. В башмаках чавкает, но идти легко – такая экзотика кругом. Вечером в лагере избавление от промокшей да нитки одежды, солидный горячий ужин и борьба с сыростью в палатках.

ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ, ВТОРОЙ В ПУТИ, 3000-3800м
Утром рассматриваем сырую обувь и решаем идти пока в ней, оставить сухую пару для штурма, который будет при –20С. Тут нам на помощь приходят первые друзья туристов – мусорные мешочки, которые оборачиваем вокруг сухих носков, сверху натягиваем мокрые – чтоб не слезали, и так двигаемся вперед. Солнце греет косточки, но с обеда снова дождь. Движемся уже вверх, растительность радикально поменялась – маленькие кустики и папоротники меж камней. К вечеру остановились на отметке 3800м. Ночевка достаточно сухая и комфортная. Все здоровы: простуды, безголосие и больные мышцы не в счет.

ДЕНЬ ПЯТЫЙ, ТРЕТИЙ В ПУТИ, 3800-3900м
Начался снег. Растительность только мохообразная и очень росистая. Пошла сложная тропа с боковым ветром и снегом, не хватает кислорода. Все еще в мокрой обуви, это холодно, но мы идем. В пути согреваемся только горячим чаем: костры запрещены, алкоголь на высоте исключен. Движемся то вверх, то вниз. Начали учить с портерами суахили и петь им на радость популярную песенку про Танзанию. Это было единственное развлечение, но мы талантливо выучили гораздо больше слов, чем местные наших – это порадовало наш уровень IQ. «Джамбо» означает «привет!», а «Мамбо випи» - «как дела?» - это всегда будет выручать нас при общении с местным населением.

ДЕНЬ ШЕСТОЙ, ЧЕТВЕРТЫЙ В ПУТИ, 3900-4600м
Так тяжко еще не было.  Начали карабкаться на отвесную часть горы. Конечно, по сравнению с предыдущими восхождениями в Тибете и Непале мы уже обладали необходимыми знаниями и умениями, были готовы к серьезным физическим нагрузкам, которые здесь гораздо выше. Это такой осознанный договор с самим собой, до каких пор держаться, когда сказать «не могу больше», один на один с открытым миром. Так мы потеряли одного бойца – Ирина решительно сказала, что идет вниз и встретит нас на обратном пути. Физическая усталость и лишний вес – но 3900 это уже победа. В горах правило – не ныть, если ты принял решение – все соглашаются. Она ждала нас 1,5 дня. Так остальсь 5 девочек и 7 парней, из которых подготовленных только двое. А выше сплошные снега. Очень сложно тем, кто не справился с горной болезнью, препараты все принимали, но не каждый организм выдержал. В следующем лагере гиды потребовали оставить вторую бойцицу – она шла через боль и слезы, пытаясь справиться с горной болезнью. Еще одна бравая туристка травмировала себе колено, после чего жила исключительно на инъекциях кетанова – старая травма, вылетел мениск. Портеры говорят, что женская команда у них первый раз, и характеры еще те. Они нами гордятся. Последний базовый лагерь перед штурмом в 9 вечера на 4600. В кухонной палатке возле газового баллона пытаемся пристроить замерзшие части тела, от холода невозможно заснуть. А на сон всего два часа, последний штурм начнется в час ночи, поскольку днем на вершине избыток ультрафиолета, там лучше встретить рассвет.

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, ШТУРМ 5895м
На последнее восхождение отправились двумя группами, сильные 6 человек ушли в темпе первыми, а мы, ослабевшие, были вторыми. Через 2 часа Саша заморозил пальцы ног и начал спуск. Остались девчонки. Начался рассвет, сухая и чистая ночь над облаками, только холод и ветер. Когда появился край солнца, у девчонок капнула слеза и они повернули обратно. Я осталась с гидом и горячим термосом. В это время первая группа дошла до промежуточной вершины Stellapoint, все прокричали «Ура!» и, решив, что уже все, развернулись. Но поскольку я точно не знала, где вершина, они показали только направление, а гид подбадривал, что уже немного, уже видно, я поднималась еще 1,5 часа. Я даже начала с собой договариваться, что надо-то всего час. И в какой-то момент я увидела табличку, что это и есть пик Ухуру. Я поняла, что гид меня немного обманул.

Откуда силы взялись, все 20 минут я работала с фотоаппаратом как заправский мастер – а то ведь не поверят не дошедшие. Это было незабываемо, бурный восторг – выше ничего нет, подо мной лед и кратер, вокруг глубокое синее небо и величественные ледники, а внизу – облака и вся Африка!

Так мой последний поход  занял 9 часов, 12 км и 1300м высоты. Через 4 часа я была в базовом лагере, говорить уже не могла – гид рассказал, что мы с вершины. Не чувствую ног после 13 часов пешком, меня раздели, уложили отдохнуть. А через час надо уже выходить, освобождать место для следующей группы. Иду и снова переживаю ощущение высоты, смену погоды, появление растительности. Ноги подкашиваются, хотя характер еще есть. Но после третьего падения меня почти дотащили любезный Бруно до лагеря на 3000м и я сразу забылась.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ, ОТДЫХ
Опять по заповедному лесу, возвращение в сказку. У ворот парка нам торжественно вручают сертификаты, но только мой свидетельствует, что я действительно покорила пик Ухуру, 5895 метров. Горжусь собой.

Знаете, какая самая заветная мечта у нас была в тот момент? Душ! Опостылели влажные салфеточки, которыми осуществлялись все роскошные  гиг-мероприятия почти шесть дней. В отеле с горячей  все таки водой периодически отсутствовал свет – а никто всех благ и не обещал! Но нас так закалила гора, что никто не жаловался и не скандалил, это воспринималось, как объективный местный колорит. В четыре утра заорали петух и муэдзин с минарета – эх, хорошо жить в мусульманской стране.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ- ДЕСЯТЫЙ- ОДИННАДЦАТЫЙ, САФАРИ
После таких морально-физических затрат группа переместилась на равнину, мы посетили гигантский кратер Нгоро-Нгоро, один из лучших в мире национальных парков, и переночевали в лагере, где нам пришлось пережить посещение слонов и прикольного бородавочника. Ланч возле озера с бандой бегемотов, розовые фламинго, стада зебр и антилоп Томпсона – все рядом, сердце замирает. О любви местного племени масаев к туристам свидетельствует их радушное отношение. Правда, за посещение деревни с каждого берут по $10, но за это они с удовольствием показывают свои хижины, отделанные изнутри закопченной бумагой, примеряют на нас украшения и демонстрируют обычаи. Затем мы    переехали на танзанийское плато Серенгети, прочувствовав настоящую Африку и приняв участие в утреннем сафари, когда все животные в движении, пасутся и охотятся. Видели пылящие стада буйволов и антилоп гну, пирушку стервятников, охотящуюся львицу, хулиганство неугомонных бабуинов, подверглись изучению со стороны гиены.

ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ, ПЕРЕЕЗД В УГАНДУ
Следующей задачей было пересечение озера Виктория, гигантского, как треть Черного моря, и остановка в Кампале, столице Уганды. К необходимым минусам поездки относится абсолютная необязательность африканских партнеров – даже заплатив и забронировав заранее, ни в чем нельзя быть уверенным. Например, заказанный и оплаченный теплоход на озере Виктория отсутствовал ввиду ремонта и переправляться нам пришлось на сухогрузе, в компании несметного количества аборигенов и их домашних     животных, в спальниках на палубе – внизу мы бы задохнулись от зловония. Надеемся, рафтинг того стоит.

ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ - ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ, ПО БЕЛОМУ НИЛУ
Да, он того стоил! Это была наша цель №2 после восхождения,  рафтинг на Белом Ниле, считающийся одним из лучших в мире, поскольку здесь очень красива река, всегда высокий уровень воды и очень сложны пороги. Это одно из самых культовых мест для рафтеров и каякеров – у одного из лучших каякеров мира Стива Фишера здесь даже собственный дом, и любимые пороги, где он каждый год резвится. Оказалось, предыдущий опыт сплавов в Турции и Непале – это просто «детский сад», так называемый soft, 3-я категория сложности, когда максимум обольет водой и кажется, что от тебя что-то зависит. Здесь пороги были 4-5 категории сложности и один – совершенно непроходимой 6-й, и крах иллюзии, что от тебя все-таки что-то зависит. Рафт постоянно переворачивался, что оказалось экстремально-интересным и заманчивым. Естественно, наши люди, в отличие от попутчиков американцев и англичан, испытали себя и на Итанде, непроходном маршруте 6-й категории, выныривая как пробочки подальше от плота и зашкаливая свой уровень адреналина в Bedplace.

ДЕНЬ ПЯТНАДЦАТЫЙ, В НАЙРОБИ
Наконец попадаем в столицу Кении – это такая «праздничная» рафинированная столица Африки с подстриженными английскими газонами. Объясняется все просто – Кения выступает распределителем мировых финансовых потоков на поддержание и защиту национальных парков в Африке и до 40% оседает здесь. Дорогие авто и богатые кварталы – о том, что это тоже Африка напоминают только пикирующие марабу, выполняющие здесь роль ворон и впечатляющие своими самолетными размерами. Из самых интересных достопримечательностей оказался музей Карен Бликсен, за роль которой в свое время Мерил Стрип получила «Оскара» в фильме «OutofAfrica»(1985): родственница датской королевы, выйдя замуж за местного плантатора, поднимает в этой глуши хозяйство, а после банкротства оставляет все свои земли местным жителям – ее здесь до сих пор боготворят, есть улица Карен, дорога, больница Карен, ресторан из ее бывшего офиса, где наша группа пообедала.

Безопасность в дикой Африке относительная – в тех местах, где мы  были, она зависела буквально от нас самих. В этом смысле очень велика роль группы, где каждого поддержат. В центрах цивилизации – все, как в наших городах, есть центральные «фасадные» районы, а есть не рекомендованные для туристов задворки. Но мы туда и не рвались.

ДЕНЬ ШЕСТНАДЦАТЫЙ, ИТОГИ
Сегодня мы вернулись, все в целости и сохранности. Итоги? Смысл такого путешествия: ты полностью отрываешься от реалий этого мира, помещаешься в какой-то другой, получаешь совершенно необычайный опыт какой-то иной жизни, которая не измеряется часами и датами. Каждый, хотя и в группе, но идет в одиночку, за тем, за чем  знает только он сам, переживает внутри совершенно индивидуальные вещи. И физические страдания, будь то тошнота от высоты, выбитый мениск, избыток веса, скрюченные от холода пальцы и мокрые спальник и термобелье, воспринимаются позитивно. Мы по сравнению с прошлыми поездками в не самые развитые страны даже  на фото  выглядим иначе, менее цивилизованно, зато более одухотворенно. Фантастические эмоции, которые не отпускают уже много месяцев. Такие испытания всем 11-ти выпали в первый раз, но такие переживания, полное единение с природой, нужны хотя бы раз в год, на этом сошлись все.

И если вы еще не были в Африке – собирайтесь. Вас ждет настоящее приключение!