+7 (916) 797-50-16

Рафтинг – водный вид спорта, завоевавший большую популярность во всем мире как вид активного отдыха с элементами экстрима.

Тренинг по командообразованию / тимбилдинг, корпоративный отдых на природе

Для того, чтобы принять решение участия в рафтинге, в первую очередь необходимо оценить риск, категорию сложности  предполагаемого маршрута. Категории сложности, прежде всего, зависят от тех препятствий, которые придется преодолевать на реке. Препятствия могут быть разными, но в первую очередь - это пороги, участки реки с резким перепадом высоты на коротком расстоянии и множеством наваленных камней, отдельно стоящие камни в русле, поваленные деревья, и другие неоднородности в водном потоке.


Категории сложности порогов по классификации Международной Федерации Рафтинга «International Rafting Federation»

1 – Категория: К этой категории относятся участки реки с небольшим и тихим течением, и совершенно несложными переходами шиверного типа. Опасность на таких тихих участках могут представить выступающие из воды камни и мель.

2 – Категория: Включает в себя участки реки с умеренно сложными препятствиями, например, такими как незначительные сливы, бочки, шиверы с ускоренным течением.

3 – Категория: Сложные пороги с высокими и беспорядочными валами, большим количеством встречающихся подводных и надводных камней, резкий перепад высоты на коротком расстоянии, и других значительных препятствий. С этой категории уже начинаются технически сложно проходимые участки. Для их прохождения требуется опыт, а если его нет, то прохождение во главе с опытным инструктором.

4 – Категория: Очень сложные пороги, с непредсказуемыми препятствиями (за поворотом или горизонтом), мощным и сложным потоком. При прохождении данного порога, следует уметь профессионально маневрировать, обходя различные препятствия (бочки, валы, сифоны, завалы деревьев и т.д.). Перед прохождением следует совершить предварительный просмотр порога с берега, выявить наиболее безопасный путь, и четко продумать план действия и страховку.

5 – Категория: Чрезвычайно сложные пороги, которые могут включать в себя сливы водопадного типа, большие и труднопроходимые бочки и шиверы, узкий проход между скал, отвесный каньон, где вероятность выйти на берег для страховки практически отсутствует, а так же отсутствие плеса после порога (участок спокойной воды на реке). Так же, перед прохождением следует совершить предварительный просмотр порога с берега, выявить наиболее безопасный путь, и четко продумать план действия и страховку.

6 – Категория: Только для хорошо подготовленных и опытных профессионалов. Возможность прохождения существенно зависит от уровня воды. Это бурные пороги верхнего предела проходимости. Ошибки при прохождении здесь могут стоить жизни.  Пороги этой категории проходят те, кто очень сильно любит рисковать, а в основном, они так и остаются не пройденными.


Снаряжение для рафтинга

Существует несколько  компаний изготовителей, специализирующиеся на снаряжения для активного отдыха на пресной воде включая рафтинг. При выборе снаряжения для рафтинга рекомендуем обратить на это особое внимание, не все похожее на друг друга снаряжение взаимозаменяемы, и это четко прописывается в инструкциях по их применению.

Для участия в рафтинге в обязательном порядке необходимо иметь защитное снаряжение и весло!

1) Спасательный жилет с вспененным наполнителем с достаточным объемом для удерживания на плаву в пресной воде. Должен плотно облегать и комфортно сидеть на теле. Иметь яркий цвет, и регулирующие размер ремни, застегивающиеся спереди.

2) Каска, защитный шлем для головы, оберегает от удара о камни и т.д. Современные каскиделаются из композитных материалов, идеальное сочетание  для легкости и прочности – это углеродное волокно и кевлар. Ее рабочие свойства заключаются в том, что, при ударе идет распределение силы по большей ее поверхности, за счёт чего давление на место удара становится минимальным.

Внутри каски находится прокладка из полимерного синтетического материала EPS, что позволяет снизить дискомфорт при ударе. А так же, на каске предусмотрены специальные отверстия, предназначены для слива воды.

3) Весло для рафтинга обязательный атрибут. Состоит оно из трех частей, лопасть,  шафт,  и Т-образная рукоятка.

Достаточно большая лопасть для более мощного гребка, а так же анатомическая Т-образная рукоятка для удобства руки, сделаны из высококачественного прочного пластика. Дюралевый шафт (трубка) с полимерным ярким  покрытием.

Экипировка рафтера, в зависити от температурных условий

  • В теплых странах с теплой водой в реке. Подойдут обычные сандалии, шорты, и футболка, желательно с длинным рукавом для защиты от солнечных лучей, так же не будет лишним защитный крем и солнцезащитные очки на ремешке.
  • В холодной воде, и при не достаточно теплой температуре воздуха, рекомендуем неопреновый гидрокостюм, неопреновую обувь и перчатки, не будет лишним и драйтоп (куртка из плотной синтетической прорезиненной ткани, главной функцией которой является защита от брызг воды).
  • Для очень холодных и суровых условий, что бы находится в полном комфорте на воде, рекомендуется надеть теплое нательное белье из полартека или флиса, а поверх сухой изолирующий костюм (триламинатный), неопреновые перчатки, ботинки, и подшлемник.

Для многодневного рафтинга дополнительное снаряжение

В многодневных рафтинговых турах или экспедициях, все бивачное и личное снаряжение приходится брать с собой в рафт, для этого существует множество различных герметичных водонепроницаемых мешков, так называемые драйбэги (гермоупаковки/гермомешки).

Для продуктов обычно используются полиэтиленовые бочки с герметично закрывающейся крышкой, или те же самые гермоупаковки/гермомешки.

Для тех, кто хочет взять с собой ноутбук, фото или видеотехнику существуют универсальные защитные, герметичные, ударопрочные, водонепроницаемые и пылезащитные кейсы. В них техника будет в безопасности на все 100%.

А так же необходимо иметь при себе аптечку первой помощи, ремнабор для ремонта рафта при необходимости, насос, запасные весла, статическая веревка, средство связи для экстренных случаев, карту маршрута с окрестностями или CPS-навигатор.


Как стать рафтером

Научиться управлять рафтом, и  быть рафтером, не так уж и сложно. Можно обучиться в любой рафтинговой компании или школе, под руководством профессионального инструктора.

Пройдя раз теоретических и практических занятий, можно научиться читать реку (понимать течение воды), управлять рафтом. Ну а далее, чем больше практики, тем больше, Вы будете усовершенствоваться. Не будет лишним пройти курсы по оказанию первой помощи, знания пригодятся как на рафтинге, так и в обычной жизни.

Как стать профессиональным рафтером с присвоением международного звания

Речной Гид «RIVER GUIDE».

Международная Федерация Рафтинга «IRF», периодически проводит семинары, обычно это где-нибудь за границей. Курсы проводятся под руководством опытнейших инструкторов профессионалов Международной Федерации.

Курсы длятся от 8-ми до 10-ти дней, за это время кандидаты получают практически все необходимое знание, в теории, и на практике. Разыгрываются различного рода опасные ситуации на реке, все, что может и не может произойти во время рафтинга.

Есть определенные нормативы «IRF»,и их обязательно нужно выполнить!

Успешно прошедшие курсы, сдавшие экзамен по теории и на практике, заслужено получают идентификационную карточку (сертификат) с указанием присвоенного звания, и данные будут внесены в список гидов федерации. Сертифицированные гиды получают огромнейший опыт и знания, а так же право работать в различных странах в рафтинговых компаниях.

Пример, экзамен по переворачиванию рафта

По нормативам «IRF» на это Вам дается 1 минута 10 секунд!

Вы стоите на берегу реки, пускают рафт на расстояние от Вас примерно в 6 метров. По сигналу свистка время пошло, прыгаете в воду с веслом в руке, плывете к рафту, залазаете на него, цепляете на противоположную сторону стреп с карабином (флиплайн), осмотрев сторону, куда будете падать при перевороте рафта, переворачиваете его. После чего, приподняв немного рафт, заглядываете под него и громким голосом спрашиваете, есть ли кто там? (на случай если при реальных обстоятельствах, кто то действительно останется под рафтом).После чего Вы залазаете на уже перевернутый рафт, оглядываетесь вокруг и вслух считаете якобы плавающих вокруг вас клиентов, нужно насчитать 6. После этого, громко должны сказать в противоположную сторону «отпусти веревку», на случай если кто то действительно будет держать за страховочную веревку на противоположной стороне, и Вам будет очень трудно, даже нереально перевернуть рафт обратно. Поэтому это нужно проконтролировать, перед тем как собираетесь перевернуть рафт обратно.  

Переворачивайте обратно рафт в исходную позицию, залазаете на него снова, вытягиваете своих якобы 6-ти клиентов в рафт, подаете знак ок (вытянутая правая или левая рука вертикально вверх), и все!

Если Вы уложились во время, значит один из экзаменов Вы успешно прошлиJ

Для того чтобы принять участие в семинаре «IRF», необходимо

1) Возраст не менее 18 лет.

2) Стаж, минимум 2 года в качестве гида по рафтингу (письменно подтвержденный рафтинговой компанией, в которой работали).

3) Знаний первой медицинской помощи (подтвержденные наличием международного сертификата).

4) Знание английского языка (семинар проводится в основном на английском языке).

5) Денежный взнос.

6) Фотографии 3х4 (2 шт.)

7) Специальное снаряжение гида соответствующие стандартам «IRF»;

  • спасательный/страховочный жилет (с карманом спереди, с обвязкой, с держателем стропореза).
  • каска/шлем.
  • спасконец/морковка (2 шт.).
  • флиплайн (стреп с карабином, предназначен для переворота рафта, и т.д.).
  • нож/стропорез.
  • свисток.
  • карабин (2 шт.).
  • блочок одинарный (2 шт.).
  • прусик (2 шт.).
  • аптечка первой помощи.
  • удобная обувь или сандалии, для комфортного и безопасного передвижения.

Что такое рафт

Слово Рафт пришедшее к нам с английского, означает плот.

Сейчас нам всем известно, что Рафт - это надувная лодка/плот, состоящая из нескольких независимых надувных баллонов/банки, специальных отверстий на дне для слива воды, наружный леер/веревка безопасности, и специальные наружные ручки для переноски.

Такая конструкция разработана специально для коммерческого рафтинга, и соответствует всем стандартам, а главное - обеспечивает максимальную безопасность и комфорт для рафтеров.

Для создания рафта используются различные высококачественные и прочные материалы, самые распространенные - это PVC, HYPALON, LEXATRON, POLYTRON и т.д. Конструкции надувных баллонов бывают однослойные и двухслойные.

Однослойные рафты изготавливаются из очень прочных материалов, и имеет защитное покрытие из поливинилхлорида или полиуретана. Они имеют преимущество в своем весе, в объеме при сложенном состоянии, что облегчает транспортировку, а так же их намного легче чинить, если они повредились, точнее продырявились.

Двухслойные же, в отличие от однослойных имеют помимо наружного прочного материала,  внутреннюю камеру из довольно тонкого резинового материала. Они более устойчивые к истиранию и повреждению о препятствия, камни, поваленные деревья и т.д.

Конструкция рафта

В рафте, есть несколько независимых надувных баллонов/банок, их насчитывается семь или восемь, в зависимости от конструкции и размера рафта.

  • Дно (один целый надувной баллон).
  • Бортовой баллон, состоит из четырех независимых надувных баллонов/банок.
  • Поперечные баллоны/подушки, их может быть две или три в зависимости от размера и конструкции рафта.

Все они накачиваются по отдельности, делать это очень важно в правильном порядке.

Такая конструкция независимых баллонов дает нам полную безопасность на воде при случае если рафт начнет спускать по каким либо причинам – это может быть, неисправность или случайное открытие клапана, или же порез. К сожалению не все камни в воде имеют гладкую поверхность, так как иногда бывают обвалы и в реку падают новые камни с острыми гранями/краями - эти камни и могут быть одной из причин пореза рафта, а так же заваленные деревья то же несут такую угрозу.


Как правильно накачивать рафт перед сплавом

Правильно накачивание рафта имеет особые правила, и их желательно придерживаться.

Во первых надо распрямить рафт на плоской поверхности берега реки. Первая накачка должна быть легкой, так что бы баллоны только надулись, то есть не стоит накачивать их полностью. Первым делом накачиваем боковые баллоны, а их в рафте четыре, накачивать следует по очереди и наискось. Сперва один баллон, затем тот что находится наискось на противоположной стороне, затем наоборот. После накачки боковых, приступаем к накачиванию дна, а уже после, и внутренние поперечные баллоны. После того как у нас накачан рафт, нужно проверить все ли в порядке с баллонами, клапанами,  с боковой страховочной веревкой и т.д.

Теперь только можно приступать к окончательной закачке воздуха. И здесь нужно сделать по правилам, исходя из температуры воздуха и воды в реке, уровня воды, наличии камней на маршруте и их количество, общий вес который будет находится в рафте во время сплава, мы определяем до какой степени нужно накачать рафт, чтобы он был мягче, тверже или сильно твердым.

Например, если темпера воздуха достаточно теплая и жарит солнце, рафт желательно сильно не накачивать, так как при нагревании за счет солнца он наполняется горячим воздухом, так же мягко накаченный рафт лучше обходит камни на маршруте если проходы между ними невелики. Ну а для полноводной реки наиболее лучшим вариантом будет полная закачка до предела, если конечно солнце не так ярко светит и не жарко.


Способы гребли в рафте

В разных странах, и  на разных по объему воды реках используются разные стили / способы гребли. Существует три основных распространенных способа.

1) Канойный. Самый распространенный способ гребли, им пользуются во всем мире в коммерческом и не коммерческом рафтинге. А так же спортсменами на международных и межрегиональных соревнованиях.

Для экстримального рафтинга это наиболее лучшее с точки зрения безопасности и комфорта решение. Команда поровну распределяется в рафте, сидит на крайних баллонах, тем самым создавая равновесие. Гид, сидит в задней части рафта и управляет как командой, так и самим рафтом. Вся команда гребет только по указаниям гида. Команды в коммерческом рафтинге очень просты и самые необходимые для успешного прохождения препятствий.

  • Вперед (вся команда синхронно гребет вперед).
  • Назад / Табань (вся команда синхронно гребет назад).
  • Стоп (останавливаем греблю, и поднимаем весло из воды).
  • Держись (одной рукой держимся за веревку безопасности/леер, а другой придерживаем весло).
  • Садись (одной рукой держимся за веревку безопасности/леер,  другой придерживаем весло, и присаживаемся внутрь рафта между поперечными баллонами).
  • По местам (возвращаемся в позицию гребца).
  • Все направо, все налево (перемещение всей команды на указанную сторону для создания баланса, в случае если рафт поднимается на одну сторону и т.д.).

2) Распашной. Обычно этот способ гребли применяется в многодневных рафтинговых экспедициях. На рафт устанавливается специальная рама с уключинами, на которые крепятся специальные распашные весла. Весла имеют длину примерно 3-4 метра и узкую лопасть.

В основном рафты с распашными веслами применяется для грузоперевозок, управляет им один гид который сидит в середине рафта на специальной скамейке/банке, или это может быть какой-нибудь ящик, например с продуктами. Таким способом гребли довольно сложно и неудобно управлять рафтом на порогах. Поэтому, такой способ  для командного коммерческого рафтинга почти не используют.

3) Комбинированный. Данный способ комбинируется канойныйным и распашным способами гребли. Гид сидит в задней части или середине рафта и управляет с помощью распашных весел, а команда сидит на боковых баллонах, и гребет канойным стилем так же, по указанию гида.

Данный способ используется на реках с большим расходом и объемом воды, и встречается в основном на западе. А так же идеально подходит для рыболовных туров совмещенные с рафтингом, гид управляет рафтом, а команда рыбачит.


Опасные ситуации во время рафтинга

Рафтинг достаточно опасное увлечение, поэтому не рекомендуем не профессионалам отправляться самостоятельно на маршрут, превышающий второй категории сложности. Лучше воспользоваться услугами профессиональной рафтинговой компании.

Рассмотрим,  какие опасности могут возникнуть во время рафтинга, как их избежать, и преодолеть с наименьшим риском для нас.

Основные опасные и технически сложные препятствия представляют собой пороги, в зависимости от реки, их можно разделить на два класса.

  • Технические пороги, это когда в пороге находится большое количество камней, и уровень воды в реке небольшой. За счет это бывает затруднительно управлять рафтом и ставить его в нужное направление.
  • Второй класс порогов – это так сказать расходные, такого рода пороги встречаются на реках с большим расходом (более 200/300 кубических метров).

Важно держаться на поверхности воды в бурном потоке

Для того что бы попытаться избежать некоторые ситуации при выпадении из рафта, нужно держать на поверхности воды, и контролировать свое тело. Существует правильная позиция плавания в порогах, которая уменьшает, в какой то степени все риски если рафтер находится в воде вне рафта. Позиция «самосплав», рафтер находится в воде в спасательном/страховочном жилете достаточного объема, который с легкостью держит его на поверхности воды. Задача рафтера, повернуться лицом низ по течению, для того что бы видеть куда несет течение и какие препятствия впереди. Контролировать свое тело и самое главное ноги, что бы они всегда находились на поверхности воды, не стоит пытать встать на ноги в пороге на течении, так как можно удариться о камни которые находятся под водой или еще хуже они могут застрять. Колени должны быть немного согнуты, при случае навала на камень или другое препятствие всегда можно оттолкнуться ногами, поэтому их следует держать немного согнутыми для лучшей амортизации и избежание перелома.


Основные непредвиденные аварийные ситуации во время рафтинга

1) Выпадение рафтера за борт. Причины этому может быть несколько, можно просто поскользнуться, потерять равновесие, или вас может выбить из рафта при толчке на кочке, или удара рафтом о камень.

Необходимые действия: Хорошо крепиться обеими ногами в рафте, для этого существуют специальные ремни, прикрепленные на дне рафта, или же, если их не существуют, воткнуть ноги под поперечные баллоны/банки. Во время сплава всегда контролировать равновесие. Оказавшись в воде, главное не паниковать, спасательный жилет в считанное время вытолкнет на вас поверхность воды, быстро примите позицию самосплава (ноги вперед, вниз по течению), и ждите помощи от гидов. А если есть возможность выбраться на берег, сделайте это. 

2) Навал рафта на камень «wrapposition». Эта ситуация возникает, когда рафт в пороге, на большой скорости находит на торчащий из воды камень боковой частью (лагом). Соответственно, одна часть прижимается к камню, а вторая за счет давления воды прижимает рафт к камню, заполняя при этом рафт водой. Таким образом, рафт обволакивает камень, в таких ситуациях бывает очень трудно вытащить его. Иногда приходится тянуть с берега, сооружая системы. 

Необходимые действия: В случае навала рафта на камень, вся команда по указанию гида должна перепрыгнуть на тот борт рафта, со стороны которого камень (команда все направо/налево). Таким образом, предотвращается  наполнение рафта водой, и дальнейший переворот или обволакивание камня.

3) Серф в бочке. Такая ситуация возникает, когда рафт не имея достаточной скорости и инерции во время прохождения бочки. На рафт воздействует обратный поток, и рафт останавливается в бочке, и начинает там серфовать. Такое может продолжаться несколько секунд, а то и часами. В такой ситуации трудно удержаться в рафте, так как его очень сильно кидает и качает, а так же может произойти переворот рафта (оверкиль / флип).

Необходимые действия: Если рафт засерфовал в бочке, для предотвращения его переворота, вся команда должна перепрыгивать на борт который поднимается, стараясь стабилизировать равновесие в рафте. Если рафт перевернулся в бочке, то желательно не держаться за веревку безопасности, так как это опасно и очень сложно, идет большая нагрузка на руки, вас будет кидать из стороны в сторону вместе с рафтом. Лучше всего отпустить веревку, и вода сама по себе вас вытолкнет чрез определенное время, и вы окажетесь на поверхности, следует принят позицию самосплава и ждать помощи от гидов или же попытаться самим выбраться на берег.

4) Переворот рафта (оверкиль / флип). Обычно рафт переворачивается при навале на камень, высокий берег/стену, и при прохождении огромных пульсирующих стоячих валов, мощных бочек, и при неудачном прохождении водопадных сливов. Рафт может перевернуться с любой стороны (через корму, нос, боковину).

Необходимые действия: В случае переворота рафта, если это не бочка, и после порога имеется плес (место спокойной воды) нужно попытаться ухватиться и держаться за веревку безопасности. Задача гида, подняться на перевернутый рафт, и его перевернуть обратно. После чего собрать всех в рафт, или же вы можете это сделать самостоятельно. Нужно не забывать про свое весло, и пытаться держать его всегда при себе, так как предстоит еще плыть, и возможно догонять тех, кого не успели затянуть в рафт.

5) Повреждение рафта. Рафт может порваться, наткнувшись на скорости на острые камни или поломанные поваленные деревья. Если на реке недавно произошел обвал, то камни за короткое время еще не успели обточиться, и все еще острые и опасные для надувного рафта. Это основные причины повреждения рафта, а так же может быть непредвиденная неисправность клапана, или же случайно его открыли и одну из частей рафта спустило.

Необходимые действия: При обнаружении даже малейшего повреждения рафта, необходимо немедленно причалить к берегу. Внимательно осмотреть рафт со всех сторон, выявить причины. После чего, приступить к ремонтным работам, для этого обязательным в рафте должен быть ремнабор (набор для ремонтных работ). Конечно же невозможно в таких условиях отремонтировать рафт качественно, поэтому достаточно будет сделать это временным, так что бы хватило для дальнейшего сплава. Если это многодневный сплав, то на остановках желательно проверять поврежденное место.

Если невозможно отремонтировать (заклеить) рафт, придется распределить снаряжение на другие плавсредства, тем самым облегчить поврежденный, загнуть внутрь, и  подвязать порванную часть.

Таким образом продолжать путь, если нет шансов на эвакуацию с маршрута.


Какие риски ждут рафтера оказавшегося в опасной ситуации вне рафта в воде

  • Зацеп ногами о подводные препятствия. Очень опасная ситуация, когда в бурном потоке рафтер пытается встать на ноги, этого делать категорически нельзя, так как есть опасность зацепиться ногами за подводные камни или поваленное бревно. Далее может случиться так, что, застрявшего ногами рафтера мощный поток будет, прижимать к воде и даже скрывать под водой, что создаст риск утопления, если вовремя не спасти, что сделать в данной ситуации не просто, а времени мало.

  • Травмирование. Травмы рафтер может получить при столкновении в потоке и на большой скорости с камнями скрытыми под водой, и выступающими на поверхность. Очень опасно, когда при сильном ударе рафтер может, потеряет сознание, и уже не в состоянии управлять траекторией своего движения в потоке.

  • Попадание вбочку с крутым сливом в 90?. Такого рода бочки встречаются крайне редко, но, все же они есть и очень опасны. Опасность такой бочки заключается в крутом, перпендикулярном сливе в 90?. В таком месте поток вымывает огромную яму под водой, даже если рельеф дна состоит из твердого камня. Образуя сразу же после слива сильный турбулентный поток в обратную, противоположную сторону течения. Такая бочка отличается от остальных тем, что, из нее так просто не выбраться. Для того что бы выбраться необходимо вместе с обратным потоком воды грести набирая достаточную скорость, как только попали на слив и чувствуете как вода толкает вас вниз, нужно сгруппироваться (в виде комочка). Таким образом, легко достигается дно, и вода сама проведет под турбулентным потоком к выходу, и вы окажетесь на поверхности воды, если этого не делать, можно на долго застрять в бочке.
  • Попадание в сифон / воронка. Сифоном называют места по типу воронки с водоворотом, это одно из самых опаснейших мест на реке. Мощный поток воды уходит под наваленные камни, создавая сильный водоворот, и выходит где-нибудь в другом месте, с обратной стороны. Попавшего в сифон рафтера очень трудно спасти, в основном это практически невозможно.

  • Переохлаждение тела. Обычно вода в горных реках очень холодная, и если это каньон, то и солнце туда попадает реже. Для этого выбирая маршрут нужно и правильно подобрать экипировку под температурные условия. Рафтер без хорошей экипировки попадая в  такую холодную воду рискует получить переохлаждение, что может привести к остановке сердца.
  • Оказаться между рафтом и камнем. Такая ситуация очень критична, и обычно приводит к тяжелым последствиям, то есть к гибели. При навале на камень рафтер выпадает из рафта и остается между ним и камнем, в то время как рафт обволакивает камень, частично погружаясь под воду «wrapposition». Спасение в такой ситуации практические невозможное. Единственное, что можно предпринять - это достать нож/стропорез и разрезать рафт.